Здоровьесбережение

Качественное питание – залог здоровья каждого школьника

За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Многие обучающиеся и родители имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Поэтому школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

Большую работу по сохранению здоровья обучающихся проводит педагогический коллектив МАОУСОШ №22. В школе действует комплексно-целевая программа «Здоровье», которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросам культуры питания и его организации.

В МАОУСОШ №22 созданы условия по организации питания обучающихся:

  • Оборудована столовая. Помещения столовой размещаются в цокольном этаже здания школы и включают в себя производственные, бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят варочный, овощной, мясной и рыбный цех, раздаточная зона, обеденный зал.
  • Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванные с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Холодная и горячая вода отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мытьё столовой и кухонной посуды и инвентаря выполняется в моечном помещении.
  • Всё установленное в производственных помещениях оборудование находится в исправном состоянии.
  • Обеденный зал на 200 человек оснащён мебелью современного дизайна: стульями и 6-местными столами.

Основные направления работы.

В начале каждого нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов, обучающихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для обучающихся и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа.

Организационно-аналитическая работа

  • Совещание при директоре
  • Заседание Совета по питанию
  • Организация работы бракеражной комиссии.
  • Осуществление ежедневного контроля над работой столовой.

В школе разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и её работников. На организационном совещании устанавливается график питания обучающихся, график дежурств и обязанности дежурного учителя и обучающихся в столовой, оформление бесплатного питания. Классные руководители 1-11 классов организовывают горячее питание обучающихся за родительскую плату. Ежемесячно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания.

Говоря об организации школьного питания, нужно не забывать о том, что питание должно соответствовать основным требованиям. В первую очередь, оно должно быть безопасным. Это связанно с правильной организацией технических процессов и соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

На заседании Совета по питанию рассматриваются вопросы охвата обучающихся горячим питанием, соблюдение санитарно-гигиенических требований, профилактика инфекционных заболеваний.

Созданная в школе бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль над работой столовой и буфета.

Охват питанием обучающихся в 2012-2013 уч.году

В конце каждого квартала подводится анализ охвата горячим питанием обучающихся школы. По итогам 1 квартала 2013г. в школе охвачено горячим питанием почти 81% учащихся. Организовано бесплатное питание для 200 обучающихся из социально - неблагополучных семей. Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой даёт положительный результат. Этот результат достигается только при слаженной работе администрации школы, классных руководителей и родителей обучающихся. В начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых выступают члены Совета по питанию, работники школьной столовой, члены администрации школы с целью проведения целенаправленной работы по организации горячего питания в школе.

Методическое обеспечение

На протяжении всего учебного года совместно с медицинским работником школы проводятся консультации для классных руководителей и родителей: «Культура поведения обучающихся во время приёма пищи», «Основные химические и биологические загрязнители пищи», «Азбука здорового питания». На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, качество приготовления пищи и работа школьного буфета.

Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся и родителей.

Безусловно, большую работу по воспитанию культуры питания среди обучающихся и родителей проводят классные руководители. В классах организуются классные часы по темам: «Еда и заменители», «Разговор о правильном питании», «Рациональное питание» «Витамины – наши друзья». В течение учебного года на родительских собраниях проводятся беседы: «Организация рационального питания обучающихся», «Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках», Формирование основ потребительской культуры», «Продукты с особыми свойствами в рационе питания детей».

Результатом проведенных мероприятий являются создаваемые детьми газеты, исследовательские работы, а иногда и сочинение стихов.

Основные принципы здорового питания школьников.

Питание считается качественным, если оно восполняет энергетические затраты организма и содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микроэлементы, пищевые волокна.

Что же такое качественное и здоровое питание?

Питание школьника должно быть разнообразным, сбалансированным, калорийным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. Поэтому в ежедневное меню обязательно входят продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, минералы и микроэлементы.

Для удовлетворения потребности человека в аминокислотах необходимо, чтобы с пищей поступали различные белки. Они содержатся, преимущественно, в белках пищевых продуктов животного происхождения (мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, яйцах), а также в белках некоторых растительных продуктов.

Поэтому в рационе наших школьников ежедневно присутствуют продукты, содержащие белки (молочные каши, творожная запеканка, бутерброды с сыром, широкий ассортимент блюд из мясных продуктов, рыба, запеченная с овощами, салаты, в состав которых входят вареные яйца).

С жирами поступают в организм растворимые в них витамины (A, D, Е, К), а также незаменимые жирные кислоты и другие вещества. В растительных маслах содержится значительное количество незаменимых жирных кислот. Ими богаты рыбий жир и подсолнечное, кукурузное, соевое и другие масла. Пищевой рацион человека биологически полноценен тогда, когда в состав его входит молочный жир — сливочное масло, содержащее витамины А и D, и растительные масла.

Все блюда приготовлены на основе сливочного или растительного масла.

Источниками углеводов являются фрукты, ягоды, кондитерские изделия и др. Крахмал — основной углевод пищи. Он содержится в пшеничной муке, изделиях из неё, а также рисе, крупах, в картофеле. Важное значение в питании имеет клетчатка. Она содержится в растительных продуктах, преимущественно во всех овощах и фруктах.

Основным источником сахарозы является обычный свекловичный сахар, а также некоторые овощи и плоды (свекла, морковь, дыня, арбузы и др.).

Поэтому на завтраки детям предлагаются каши из круп с добавлением сухофруктов. А картофельное пюре с мясным рагу – одно из любимых блюд детворы. Ежедневно в рационе присутствуют салаты из свёклы. К чаю подаётся всегда свежая выпечка.

Широко используются в школьном питании продукты, содержащие витамины и минералы. В составе многих блюд содержится морковь, зеленый лук, сладкий перец, зелень. Хочется отметить, что регулярно проводится С-витаминизация напитков.

Таким образом, можно сделать вывод, что пищевая ценность школьных завтраков и обедов, реализуемых в нашей школе, соответствует возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков и принципам сбалансированного здорового питания.

Следует добавить, что все блюда приготовлены на пароконвектоматах. Режим пара гарантирует равномерное приготовление. Использование горячего пара сохраняет большую часть минеральных солей и питательных веществ и значительно сокращает использование масла, соли и специй, что делает пищу более качественной и здоровой.

В школьной столовой в будущем мы планируем проводить, праздники классных коллективов: День именинника, праздничные огоньки, конкурсы с привлечением родителей и общественности. Работники школьной столовой с удовольствием участвуют во внеклассной жизни коллектива. Например, блины и караваи, приготовленные ими, стали настоящим украшением и радостью для детворы на празднике «Масленицы», «Хлеба», «Прощание с осенью».

Работа по улучшению материально-технической базы включает:

  • Эстетическое оформление зала столовой;
  • Разработка новых блюд, изделий и их внедрение в систему школьного питания.

Медицинское обслуживание


«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармонической полноте

всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Медсестра:

Боровкова Наталья Владимировна, 1971 года рождения.

Окончила Таганрогское медицинское училище в 1990 году

Общий стаж работы –25 лет. Стаж работы в МОБУ СОШ № 22 – 5 лет.

Медицинский кабинет

Лицензия Министерства Здравоохранения Ростовской области на осуществление медицинской деятельности № 61-01-001511 от 03 февраля 2011 года. Приложение № 2 - при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу и педиатрии.

В МАОУСОШ № 22 г. Таганрога есть медицинский кабинет, в составе которого имеются – кабинет приема и процедурный кабинет.

Оснащение медицинского кабинета:

  1. Весы медицинские – 1
  2. Ростомер – 1
  3. Таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротта - 1
  4. Тонометр – 1
  5. Фонендоскоп – 2
  6. Биксы – 4
  7. Жгут резиновый кровоостанавливающий – 1
  8. Термометр медицинский – 25
  9. Пинцет – 3
  10. Ножницы – 2
  11. Грелка резиновая – 1
  12. Пузырь для льда – 3
  13. Лоток почкообразный – 3
  14. Шпатель металлический – 40
  15. Холодильник для вакцин и медикаментов – 2
  16. Весы напольные электронные – 1
  17. Кушетка – 2
  18. Шкаф канцелярский – 2
  19. Шкаф аптечный – 2
  20. Медицинский столик – 2
  21. Письменный стол – 2
  22. Стулья – 6
  23. Носилки – 1
  24. Лампа бактерицидная – 1
  25. Динамометр – 1
  26. Шприцы – в достаточном количестве
  27. Жгут венозный кровоостанавливающий – 6
  28. Емкости для дезинфекции – 25
  29. Охлаждающе – согревающий пакет - 4
  30. Уборочный инвентарь для текущей и генеральной обработки.

В процедурном кабинете отведено специальное место для постановки Р. Манту с необходимыми медицинскими принадлежностями.

В медицинском кабинете имеется:

  1. Укладки для оказания неотложной помощи с необходимым набором медикаментов.
  2. Аварийная аптечка по СПИДу.
  3. Противопедикулезная укладка.
  4. Спецодежда для разведения дез.раствора.

Документация медицинского кабинета:

  1. План работы медсестры.
  2. План санитарно-просветительной работы в школе.
  3. Список учащихся.
  4. Список подростков.
  5. Журнал амбулаторного приема больных.
  6. Диспансерный журнал
  7. Журнал осмотра на педикулез .
  8. Журнал обследования на яйца-глист.
  9. Журнал учета инфекционных заболеваний.
  10. Журнал учета санитарно-просветительной работы в школе.
  11. Журнал учета профилактических прививок.
  12. Журнал учета инфекционных заболеваний.
  13. Журнал учета поступления и расхода вакцины.
  14. План профилактических прививок и реакции Манту
  15. Журнал учета общей заболеваемости по классам
  16. Журнал длительных мед.отводов от прививок.
  17. Журнал отказов от прививок.
  18. Журнал травматизма на уроках физической культуры .
  19. Журнал учета детей направленных к фтизиатру.
  20. Журнал учета детей, состоящих на диспансерном учете.
  21. Журнал учета температурного режима в холодильнике.
  22. Журнал учета поступления и расхода дезинфицирующих средств .
  23. Журнал регистрации и контроля бактерицидной установки.
  24. Журнал генеральной обработки процедурного кабинета.
  25. Журнал генеральной обработки кабинета приема.
  26. Флюротека учащихся.
  27. Журнал здоровья работников пищеблока.
  28. Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд.
  29. Журнал учета учета температурного режима холодильного оборудования
  30. Журнал бракеража готовой кулинарной продукции.

Работа медсестры в МАОУСОШ № 22 г.Таганрога

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Проверка санитарного состояния школы постоянно.
  2. Составление плана и проведение профилактические прививок.
  3. Проведение диспансеризации учащихся.
  4. Контроль над пищеблоком школьной столовой.

ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Подготовка учащихся к медицинскому осмотру: проведение антропометрических измерений, проверка остроты зрения, подготовка документации . Организация и проведение медицинского осмотра всех учащихся.
  2. Анализ результатов медицинских осмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей.
  3. Регулярное проведение профилактики травматизма учащихся: беседы о профилактике травматизма с учащимися, контроль за уроками физкультуры.
  4. Проведение профилактических прививок по плану.
  5. Проведение прививок против гриппа среди учащихся и персонала.
  6. Ведение амбулаторного приема , направление к участковому педиатру.
  7. Оказание доврачебной неотложной медицинской помощи.

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Обследование детей на гельминты.
  2. Взятие анализов на я/глист у учащихся 1-4 классов (100% учащихся результат – отрицательный).
  3. 1 раз в четверть обследование учащихся на педикулез и чесотку (в течении года случаев чесотки и педикулеза не выявлено).
  4. Постоянный контроль за санитарно – гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся.
  5. Постоянный контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи.
  6. Ежедневный осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания, регистрация результатов осмотра в «Журнале здоровья».
  7. Своевременная изоляция инфекционных больных. Осмотры детей, находящихся в контакте с инфекционными больными. Регистрация инфекционных заболеваний в школе.
  8. Проведение текущей и генеральной обработки в кабинете приема и процедурном кабинете.

САНИТАРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Проведение лекций и бесед среди учащихся, родителей, персонала школы по плану.
  2. Выступление с докладами на общешкольных родительских собраниях на актуальные темы: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактика близорукости, профилактика травматизма, профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта, о вреде курения, алкоголя и наркомании.

ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА:

С целью предупреждения заболеваний гриппом в МАОУСОШ№22 проводится большая работа по профилактике гриппа.

  1. Медсестра школы Боровкова Н.Т.. проводит беседы среди учащихся, учителей и родителей по профилактике гриппа.
  2. Выпущен санбюллетень «Осторожно, грипп!»
  3. В каждом классе висят листовки «Профилактика во время эпидемического подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом».
  4. Проводится вакцинопрофилактика. Для иммунизации учащихся выделено достаточное количество доз вакцины «Гриппол – плюс». Перед введением вакцины врач-педиатр тщательно осматривает детей, измеряется температура тела. Медсестра наблюдает за привитыми детьми во избежание реакций на введение вакцины.
  5. Медсестра осуществляет контроль за соблюдением дез.режима техперсоналом и работниками столовой.