Здоровьесбережение
Качественное питание – залог здоровья каждого школьника
За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Многие обучающиеся и родители имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Поэтому школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
Большую работу по сохранению здоровья обучающихся проводит педагогический коллектив МАОУСОШ №22. В школе действует комплексно-целевая программа «Здоровье», которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросам культуры питания и его организации.
В МАОУСОШ №22 созданы условия по организации питания обучающихся:
- Оборудована столовая. Помещения столовой размещаются в цокольном этаже здания школы и включают в себя производственные, бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят варочный, овощной, мясной и рыбный цех, раздаточная зона, обеденный зал.
- Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванные с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Холодная и горячая вода отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мытьё столовой и кухонной посуды и инвентаря выполняется в моечном помещении.
- Всё установленное в производственных помещениях оборудование находится в исправном состоянии.
- Обеденный зал на 200 человек оснащён мебелью современного дизайна: стульями и 6-местными столами.
Основные направления работы.
В начале каждого нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов, обучающихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для обучающихся и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа.
Организационно-аналитическая работа
- Совещание при директоре
- Заседание Совета по питанию
- Организация работы бракеражной комиссии.
- Осуществление ежедневного контроля над работой столовой.
В школе разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и её работников. На организационном совещании устанавливается график питания обучающихся, график дежурств и обязанности дежурного учителя и обучающихся в столовой, оформление бесплатного питания. Классные руководители 1-11 классов организовывают горячее питание обучающихся за родительскую плату. Ежемесячно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания.
Говоря об организации школьного питания, нужно не забывать о том, что питание должно соответствовать основным требованиям. В первую очередь, оно должно быть безопасным. Это связанно с правильной организацией технических процессов и соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
На заседании Совета по питанию рассматриваются вопросы охвата обучающихся горячим питанием, соблюдение санитарно-гигиенических требований, профилактика инфекционных заболеваний.
Созданная в школе бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль над работой столовой и буфета.
Охват питанием обучающихся в 2012-2013 уч.году
В конце каждого квартала подводится анализ охвата горячим питанием обучающихся школы. По итогам 1 квартала 2013г. в школе охвачено горячим питанием почти 81% учащихся. Организовано бесплатное питание для 200 обучающихся из социально - неблагополучных семей. Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой даёт положительный результат. Этот результат достигается только при слаженной работе администрации школы, классных руководителей и родителей обучающихся. В начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых выступают члены Совета по питанию, работники школьной столовой, члены администрации школы с целью проведения целенаправленной работы по организации горячего питания в школе.
Методическое обеспечение
На протяжении всего учебного года совместно с медицинским работником школы проводятся консультации для классных руководителей и родителей: «Культура поведения обучающихся во время приёма пищи», «Основные химические и биологические загрязнители пищи», «Азбука здорового питания». На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, качество приготовления пищи и работа школьного буфета.
Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся и родителей.
Безусловно, большую работу по воспитанию культуры питания среди обучающихся и родителей проводят классные руководители. В классах организуются классные часы по темам: «Еда и заменители», «Разговор о правильном питании», «Рациональное питание» «Витамины – наши друзья». В течение учебного года на родительских собраниях проводятся беседы: «Организация рационального питания обучающихся», «Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках», Формирование основ потребительской культуры», «Продукты с особыми свойствами в рационе питания детей».
Результатом проведенных мероприятий являются создаваемые детьми газеты, исследовательские работы, а иногда и сочинение стихов.
Основные принципы здорового питания школьников.
Питание считается качественным, если оно восполняет энергетические затраты организма и содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микроэлементы, пищевые волокна.
Что же такое качественное и здоровое питание?
Питание школьника должно быть разнообразным, сбалансированным, калорийным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. Поэтому в ежедневное меню обязательно входят продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, минералы и микроэлементы.
Для удовлетворения потребности человека в аминокислотах необходимо, чтобы с пищей поступали различные белки. Они содержатся, преимущественно, в белках пищевых продуктов животного происхождения (мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, яйцах), а также в белках некоторых растительных продуктов.
Поэтому в рационе наших школьников ежедневно присутствуют продукты, содержащие белки (молочные каши, творожная запеканка, бутерброды с сыром, широкий ассортимент блюд из мясных продуктов, рыба, запеченная с овощами, салаты, в состав которых входят вареные яйца).
С жирами поступают в организм растворимые в них витамины (A, D, Е, К), а также незаменимые жирные кислоты и другие вещества. В растительных маслах содержится значительное количество незаменимых жирных кислот. Ими богаты рыбий жир и подсолнечное, кукурузное, соевое и другие масла. Пищевой рацион человека биологически полноценен тогда, когда в состав его входит молочный жир — сливочное масло, содержащее витамины А и D, и растительные масла.
Все блюда приготовлены на основе сливочного или растительного масла.
Источниками углеводов являются фрукты, ягоды, кондитерские изделия и др. Крахмал — основной углевод пищи. Он содержится в пшеничной муке, изделиях из неё, а также рисе, крупах, в картофеле. Важное значение в питании имеет клетчатка. Она содержится в растительных продуктах, преимущественно во всех овощах и фруктах.
Основным источником сахарозы является обычный свекловичный сахар, а также некоторые овощи и плоды (свекла, морковь, дыня, арбузы и др.).
Поэтому на завтраки детям предлагаются каши из круп с добавлением сухофруктов. А картофельное пюре с мясным рагу – одно из любимых блюд детворы. Ежедневно в рационе присутствуют салаты из свёклы. К чаю подаётся всегда свежая выпечка.
Широко используются в школьном питании продукты, содержащие витамины и минералы. В составе многих блюд содержится морковь, зеленый лук, сладкий перец, зелень. Хочется отметить, что регулярно проводится С-витаминизация напитков.
Таким образом, можно сделать вывод, что пищевая ценность школьных завтраков и обедов, реализуемых в нашей школе, соответствует возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков и принципам сбалансированного здорового питания.
Следует добавить, что все блюда приготовлены на пароконвектоматах. Режим пара гарантирует равномерное приготовление. Использование горячего пара сохраняет большую часть минеральных солей и питательных веществ и значительно сокращает использование масла, соли и специй, что делает пищу более качественной и здоровой.
В школьной столовой в будущем мы планируем проводить, праздники классных коллективов: День именинника, праздничные огоньки, конкурсы с привлечением родителей и общественности. Работники школьной столовой с удовольствием участвуют во внеклассной жизни коллектива. Например, блины и караваи, приготовленные ими, стали настоящим украшением и радостью для детворы на празднике «Масленицы», «Хлеба», «Прощание с осенью».
Работа по улучшению материально-технической базы включает:
- Эстетическое оформление зала столовой;
- Разработка новых блюд, изделий и их внедрение в систему школьного питания.
Медицинское обслуживание
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Медсестра:
Боровкова Наталья Владимировна, 1971 года рождения.
Окончила Таганрогское медицинское училище в 1990 году
Общий стаж работы –25 лет. Стаж работы в МОБУ СОШ № 22 – 5 лет.
Медицинский кабинет
Лицензия Министерства Здравоохранения Ростовской области на осуществление медицинской деятельности № 61-01-001511 от 03 февраля 2011 года. Приложение № 2 - при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу и педиатрии.
В МАОУСОШ № 22 г. Таганрога есть медицинский кабинет, в составе которого имеются – кабинет приема и процедурный кабинет.
Оснащение медицинского кабинета:
- Весы медицинские – 1
- Ростомер – 1
- Таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротта - 1
- Тонометр – 1
- Фонендоскоп – 2
- Биксы – 4
- Жгут резиновый кровоостанавливающий – 1
- Термометр медицинский – 25
- Пинцет – 3
- Ножницы – 2
- Грелка резиновая – 1
- Пузырь для льда – 3
- Лоток почкообразный – 3
- Шпатель металлический – 40
- Холодильник для вакцин и медикаментов – 2
- Весы напольные электронные – 1
- Кушетка – 2
- Шкаф канцелярский – 2
- Шкаф аптечный – 2
- Медицинский столик – 2
- Письменный стол – 2
- Стулья – 6
- Носилки – 1
- Лампа бактерицидная – 1
- Динамометр – 1
- Шприцы – в достаточном количестве
- Жгут венозный кровоостанавливающий – 6
- Емкости для дезинфекции – 25
- Охлаждающе – согревающий пакет - 4
- Уборочный инвентарь для текущей и генеральной обработки.
В процедурном кабинете отведено специальное место для постановки Р. Манту с необходимыми медицинскими принадлежностями.
В медицинском кабинете имеется:
- Укладки для оказания неотложной помощи с необходимым набором медикаментов.
- Аварийная аптечка по СПИДу.
- Противопедикулезная укладка.
- Спецодежда для разведения дез.раствора.
Документация медицинского кабинета:
- План работы медсестры.
- План санитарно-просветительной работы в школе.
- Список учащихся.
- Список подростков.
- Журнал амбулаторного приема больных.
- Диспансерный журнал
- Журнал осмотра на педикулез .
- Журнал обследования на яйца-глист.
- Журнал учета инфекционных заболеваний.
- Журнал учета санитарно-просветительной работы в школе.
- Журнал учета профилактических прививок.
- Журнал учета инфекционных заболеваний.
- Журнал учета поступления и расхода вакцины.
- План профилактических прививок и реакции Манту
- Журнал учета общей заболеваемости по классам
- Журнал длительных мед.отводов от прививок.
- Журнал отказов от прививок.
- Журнал травматизма на уроках физической культуры .
- Журнал учета детей направленных к фтизиатру.
- Журнал учета детей, состоящих на диспансерном учете.
- Журнал учета температурного режима в холодильнике.
- Журнал учета поступления и расхода дезинфицирующих средств .
- Журнал регистрации и контроля бактерицидной установки.
- Журнал генеральной обработки процедурного кабинета.
- Журнал генеральной обработки кабинета приема.
- Флюротека учащихся.
- Журнал здоровья работников пищеблока.
- Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд.
- Журнал учета учета температурного режима холодильного оборудования
- Журнал бракеража готовой кулинарной продукции.
Работа медсестры в МАОУСОШ № 22 г.Таганрога
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Проверка санитарного состояния школы постоянно.
- Составление плана и проведение профилактические прививок.
- Проведение диспансеризации учащихся.
- Контроль над пищеблоком школьной столовой.
ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Подготовка учащихся к медицинскому осмотру: проведение антропометрических измерений, проверка остроты зрения, подготовка документации . Организация и проведение медицинского осмотра всех учащихся.
- Анализ результатов медицинских осмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей.
- Регулярное проведение профилактики травматизма учащихся: беседы о профилактике травматизма с учащимися, контроль за уроками физкультуры.
- Проведение профилактических прививок по плану.
- Проведение прививок против гриппа среди учащихся и персонала.
- Ведение амбулаторного приема , направление к участковому педиатру.
- Оказание доврачебной неотложной медицинской помощи.
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Обследование детей на гельминты.
- Взятие анализов на я/глист у учащихся 1-4 классов (100% учащихся результат – отрицательный).
- 1 раз в четверть обследование учащихся на педикулез и чесотку (в течении года случаев чесотки и педикулеза не выявлено).
- Постоянный контроль за санитарно – гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся.
- Постоянный контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи.
- Ежедневный осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания, регистрация результатов осмотра в «Журнале здоровья».
- Своевременная изоляция инфекционных больных. Осмотры детей, находящихся в контакте с инфекционными больными. Регистрация инфекционных заболеваний в школе.
- Проведение текущей и генеральной обработки в кабинете приема и процедурном кабинете.
САНИТАРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Проведение лекций и бесед среди учащихся, родителей, персонала школы по плану.
- Выступление с докладами на общешкольных родительских собраниях на актуальные темы: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактика близорукости, профилактика травматизма, профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта, о вреде курения, алкоголя и наркомании.
ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА:
С целью предупреждения заболеваний гриппом в МАОУСОШ№22 проводится большая работа по профилактике гриппа.
- Медсестра школы Боровкова Н.Т.. проводит беседы среди учащихся, учителей и родителей по профилактике гриппа.
- Выпущен санбюллетень «Осторожно, грипп!»
- В каждом классе висят листовки «Профилактика во время эпидемического подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом».
- Проводится вакцинопрофилактика. Для иммунизации учащихся выделено достаточное количество доз вакцины «Гриппол – плюс». Перед введением вакцины врач-педиатр тщательно осматривает детей, измеряется температура тела. Медсестра наблюдает за привитыми детьми во избежание реакций на введение вакцины.
- Медсестра осуществляет контроль за соблюдением дез.режима техперсоналом и работниками столовой.